ходовая часть тракторов и самоходных машин

## Ходовая часть тракторов и самоходных машин

**Определение**

Ходовая часть тракторов и самоходных машин представляет собой систему узлов и деталей, предназначенных для обеспечения движения машины, распределения ее веса на опорную поверхность, амортизации и гашения колебаний при движении.

**Состав ходовой части**

В состав ходовой части входят следующие основные элементы:

* Рама или несущая конструкция
* Гусеницы или колеса
* Опорные катки
* Ведущие и направляющие колёса
* Подвеска
* Амортизаторы

**Гусеничная ходовая часть**

Гусеничная ходовая часть используется в тракторах и самоходных машинах, работающих в условиях слабых и влажных грунтов, где требуется высокое тяговое усилие и проходимость. Основным элементом гусеничной ходовой части является гусеница, состоящая из звеньев, соединенных между собой шарнирно. Гусеничные ленты натягиваются ведущими колёсами и поддерживаются опорными катками, расположенными по бокам рамы машины.

**Преимущества гусеничной ходовой части:**

* Высокая проходимость и тяговое усилие
* Низкое удельное давление на грунт
* Возможность работы на крутых склонах

**Недостатки гусеничной ходовой части:**

* Низкая скорость движения
* Высокий расход топлива
* Сложное техническое обслуживание

**Колёсная ходовая часть**

Колёсная ходовая часть используется в тракторах и самоходных машинах, работающих на относительно твердых грунтах, где высокие тяговые усилия не требуются. Основным элементом колёсной ходовой части являются колёса, которые бывают следующих типов:

* Пневматические (с шинами)
* Катковые (без шин)
* Поворотные

**Преимущества колёсной ходовой части:**

* Высокая скорость движения
* Низкий расход топлива
* Простое техническое обслуживание

**Недостатки колёсной ходовой части:**

* Низкая проходимость и тяговое усилие
* Высокое удельное давление на грунт

**Подвеска**

Подвеска играет важную роль в обеспечении комфорта и устойчивости машины при движении. Она смягчает толчки и вибрации, возникающие при контакте ходовой части с опорной поверхностью. Существуют различные типы подвесок:

* Жесткая (без амортизаторов)
* Пружинная
* Гидравлическая
* Пневматическая

Читать далее  что такое ходовая часть мотоцикла

**Амортизаторы**

Амортизаторы предназначены для гашения колебаний подвески. Они обеспечивают плавный ход машины и снижают динамические нагрузки на ее конструкцию. Амортизаторы могут быть гидравлическими, пневматическими или комбинированными.

**Выбор ходовой части**

Выбор типа ходовой части для трактора или самоходной машины зависит от конкретных условий эксплуатации и решаемых задач. Гусеничная ходовая часть обеспечивает лучшую проходимость и тяговое усилие, но требует более сложного технического обслуживания и расходует больше топлива. Колёсная ходовая часть имеет более высокую скорость движения и низкий расход топлива, но уступает гусеничной по проходимости и тяговым усилиям. Удачный выбор ходовой части значительно повышает производительность и эффективность работы трактора или самоходной машины.